Советы психолога

Образец поведения ребёнок ищет в семье (консультация для родителей)

26.06.2024

Педагог-психолог: Будревич Т.К.

 

Образец поведения ребёнок ищет в семье

(консультация для родителей)

 

Проблема семейных отношений объединяет в себе несколько очень серьёзных проблем. Какая будет семья, как будут развиваться отношения между мужем и женой, во многом будет зависеть от того, какие образцы семейной жизни молодые люди видели в родительских семьях, и от того, какие образцы внутрисемейного поведения им навязывают общество, средства массовой информации.

В родительской семье дети приобретают первый свой опыт будущих мужей, жён, отцов и матерей. Если в родительской семье преобладали уважение, вежливость, забота о детях, бережное отношение друг к другу, то именно эту модель воспроизведут в собственной семье молодой человек или девушка.

Посмотрим на средства массовой информации. Что видят дети сегодня с экрана? Грубость, насилие, жертвы, разводы. И даже, если на сознательном уровне такое отношение осуждается, то в подсознании это всё же остаётся. Есть такое понятие – «допуски»: люди допускают нечто подобное в отношениях между мужчиной и женщиной.

Велика роль, в семейных отношениях, формирования социальной роли отца и социальной роли мужа. Мужчина должен уметь брать на себя ответственность: за свою семью, за свою жену, за своих детей.

Должна присутствовать психогигиена взаимных оценок. Есть одно золотое правило: никогда не оценивай личность в целом. Оценивай конкретный поступок. Помните, иногда на семейную ситуацию нужно посмотреть с другой стороны, со стороны каких-то положительных качеств. А если всё время говорить «плохо, плохо, плохо…», то человек и будет плохим.

Наша консультация называется «Образец поведения ребёнок ищет в семье» и это так. Ребёнок пытается идентифицироваться с наиболее успешным родителем, это также верно. Но умный супруг создаёт у второй половинки ощущение успешности. Пусть у кого-то что-то не выходит, но это не значит, что нужно постоянно критиковать, унижать, особенно перед ребёнком. Пусть для вашего ребёнка мама будет самой прекрасной, доброй, заботливой, а папа будет сильным, заботливым, любящим. И тогда всё будет хорошо!

 

 

свернуть

Как уберечь ребенка от сексуального насилия

Предлагаем несколько советов, которые помогут уберечь вашего ребенка от опасности.

Расскажите детям об их праве на личную неприкосновенность, на защиту себя от физических посягательств любыми средствами. ВАЖНО научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и должны сказать: «НЕТ» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.

Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого Вы знаете и не позже 23.00. Если они вместе громко закричат или кто-то позовет родителей, других взрослых, преступника это остановит.

Родители ВСЕГДА должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти. Убедите детей, что призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств.

Если относительно какого-то незнакомца у ребенка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут. По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Надо сказать, об этом громко в трубку телефона.

Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.

Особое внимание ребенок должен обращать на автомобили, которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.

В детях необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе. В противном случае их нестрогое соблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Обращайте внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.

НАДО ПОМНИТЬ, что преступники могут применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, либо напрашивается в провожатые.

ЗНАЙТЕ, что дети охотнее идут на контакт (особенно с 6 до 12 лет), что прибавляет насильнику уверенности, он стремится расположить к себе ребенка, одновременно обещает в обоюдных половых действиях безобидную и приятную забаву.

НЕРЕДКО преступником оказывается человек, который находится с детьми и

подростками в каких-либо повседневных служебных контактах (руководит кружками, секциями, занимается репетиторством).

Жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники нарушали их половую неприкосновенность.

Постарайтесь, чтобы дети рассказывали вам обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.

свернуть

Правила поведения для детей

Правило пяти «Нельзя!»:
  • Нельзя разговаривать с незнакомцами и впускать их в квартиру.
  • Нельзя заходить с незнакомцем в лифт и подъезд.
  • Нельзя садиться в автомобиль к незнакомцам.
  • Нельзя принимать от незнакомых людей подарки или угощения и соглашаться на их предложение пойти с ними даже, если очень интересно.
  • Нельзя задерживаться на улице после школы, особенно с наступлением темноты.
  • А если незнакомец просто просит показать нужную улицу или поднести сумку, проводить к магазину? Все равно скажи «Нет!».
  Объясни, как найти улицу, и ни в коем случае не поддавайся на уговоры проводить. И даже если незнакомец говорит, что он знакомый твоих родителей, которого они к тебе прислали, нужно сказать, что родители не предупреждали, и ни в коем случае никуда не провожать.
Но как быть, если взрослый очень настойчив?
   Если он говорит тебе: «Я думал, что ты уже большой, а тебе, оказывается, мама не разрешает!»
Ответ один - «НЕТ!». Придя домой, надо обязательно рассказать взрослым об этом человеке.
 
Правила поведения в собственном доме (своей квартире):
  • Нельзя впускать в квартиру незнакомого человека.
  • Если без вызова пришел сантехник или электрик, а из взрослых дома никого нет, позвони сначала им. Не впускай его, пока родители или кто-то из знакомых взрослых не придут. Даже если дома вдруг внезапно погас свет или прорвало трубу, лучше позвони родителям и узнай, как поступить. В крайнем случае, можно спросить у хорошо знакомых соседей.
  • Когда почтальон приносит посылку, телеграмму или счет, за них нужно расписаться. Сделать это могут только взрослые.
  • Будь внимателен, выходя из квартиры.
  • Перед выходом из квартиры посмотри в глазок. Если на лестничной площадке есть незнакомые люди, подожди, пока они уйдут.
  • Даже если ты покидаешь квартиру на очень короткое время, обязательно закрой дверь на ключ.
  • Будь внимателен, входя в квартиру.
  • Прежде чем открывать ключом дверь, убедись, что поблизости никого нет.
  • Если, возвращаясь домой, ты чувствуешь, что тебя преследуют, не заходи в дом, а вернись в многолюдное место и позвони, чтобы тебя встретили родители, или попроси помощи.
 Правила поведения в подъезде
  • Перед тем как войти в подъезд, обрати внимание, не идет ли кто-то следом за тобой.
  • Если ты заметил, что за тобой кто-то идет, не подходи к подъезду, а погуляй немного на улице. Если незнакомец все еще продолжает идти следом, позвони родителям или расскажи о нем любому взрослому, идущему навстречу.
  • Если в доме есть домофон, набери номер своей квартиры и попроси родителей тебя встретить.
  • Если незнакомец уже находится в подъезде, сразу же выйди на улицу и  дождись, когда в подъезд войдет кто-то из взрослых знакомых жильцов дома.
  • Не выходи на лестницу в позднее время. Мусор лучше выносить утром.
  • При внезапном нападении оцени ситуацию и по возможности убегай или защищайся любым способом.
 Правила поведения в лифте
  • Перед тем как войти в лифт, убедись, что на площадке нет постороннего, который может зайти вслед за тобой.
  • Если в вызванном лифте уже находится незнакомый человек, нс входи в кабину.
  • Если незнакомец все-таки зашел за тобой в лифт, повернись к нему лицом и наблюдай за его действиями.
  • Если почувствовал опасность, нажимай кнопку ближайшего этажа.
  • Если двери лифта открылись, выскочи на площадку, позови жильцов дома
  • Оказавшись в безопасности, немедленно позвони в милицию, сообщи, что произошло, точный адрес, а также приметы и направление, куда ушел нападавший.
  • Если все-таки вырваться не удалось, надо действовать по обстоятельствам: если насильник зажимает тебе рот и снимает одежду, не угрожай ему  рассказать все родителям или милиции, не плачь, сохраняй спокойствие, постарайся вовлечь насильника в разговор; если насильник прижимает тебя к себе, не отталкивай его, обними и сильно укуси за нос или губу; если можешь защищайся любыми способами, если представилась возможность бежать, не собирай вещи, убегай, как есть.
Правила поведения на улице
  • Идя вдоль дороги, выбирай маршрут так, чтобы идти навстречу идущему транспорту.
  • Если приходится идти вечером в одиночку, шагай быстро и уверенно и не показывай страха; можно подойти к женщине, которая вызывает доверие, или к пожилой паре и идти рядом с ними.
  • В автобусе, троллейбусе, трамвае садись ближе к водителю и выходи в последний момент, не показывая заранее, что следующая остановка твоя.
  • Не голосуй на дороге и не отвечай на предложение или просьбу незнакомого человека или случайного знакомого подвезти тебя.
  • Ни в коем случае не садись в автомобиль, чтобы показать дорогу.
  • Не ходи в отдаленные и безлюдные места.
  • В темное время иди по улице в группе людей, вышедшей из автобуса на одной с тобой остановке.
  • Увидев впереди подозрительную группу людей или пьяного, лучше перейди на другую сторону улицы или измени маршрут.
  • Если рядом с тобой остановился автомобиль, как можно дальше отойди от него и ни в коем случае не разговаривай с людьми в автомобиле, а тем более не соглашайся сесть в него.
  • Если автомобиль начинает медленно двигаться рядом, отойди от него и перейди на другую сторону дороги.
  • Всегда предупреждай родственников о том, куда идешь, и проси их встретить в вечернее время.
  • В школу или из школы желательно ходить группой.
Что делать, если к тебе на улице пристает незнакомец
  • Скажи, что торопишься и не можешь разговаривать.
  • Если человек не отстает от тебя, постарайся выйти к проезжей части и подойти к людям, ни в коем случае не заходи в тихие дворы, а тем более в чужие подъезды. Если у тебя с собой сотовый телефон, позвони родителям или знакомым, громко скажи, где ты находишься, и попроси встретить.
  • Не жди, когда он тебя схватит.
  • Если можешь, брось что-нибудь в лицо нападающему (например, портфель, мешок с обувью или просто горсть мелочи), чтобы на некоторое время привести его в замешательство и отвлечь.
  • Убегай туда, где много людей.
  • Используй любые подручные средства для защиты: ручку, расческу или ключи (вонзи в лицо, в ногу или руку нападающего); аэрозоль (направь струю в глаза); каблук (сильно топни каблуком по ноге нападающего).
  • Дерись изо всех сил, не размахивай беспорядочно руками. Надо причинить нападающему максимальную боль.
  • Как только он ослабит хватку - убегай.
  • Если нападающих несколько (а так всегда и бывает), не позволяй зажать себя в кольцо.
  • Громко кричи «Помогите!», чтобы привлечь внимание. Люди при таких криках могут помочь или позвонить в полицию.
  • Если тебе зажимают рот рукой, сильно укуси за руку.
  • Если тебя пытаются окружить, беги на дорогу. Автомобили вынуждены будут остановиться, а водитель сможет помочь отогнать обидчиков. Главное - не попасть под колеса!
  • Автомобиль также может стать орудием преступника. Надо четко знать, что садиться в чужой автомобиль нельзя, даже если за рулем или в салоне сидит женщина.
Правила поведения в чужом автомобиле
  • Постарайся не добираться на попутной машине, лучше воспользоваться услугами такси, которое вызвано через диспетчера.
  • Если ты все же добираешься на попутном автомобиле или остановленном на улице такси, попроси провожающих записать номер и марку автомобиля. Не садись в автомобиль с темными стеклами, а также в автомобиль, в котором уже сидят пассажиры, даже если среди них есть женщины.
  • Если у тебя есть сотовый телефон, постарайся постоянно разговаривать с родственниками (знакомыми) и сообщать им маршрут передвижения.
  • Если поведение водителя тебе неприятно, кажется странным или опасным, попроси его остановить автомобиль.
  • Если просьба не выполнена и автомобиль не остановлен, то постарайся разбить окно, то есть сделай все, чтобы привлечь к автомобилю внимание других водителей.
  • Не соглашайся на предложение водителя взять попутчиков, а если он настаивает, попроси остановиться и выйди из машины.
  • Что нужно знать подростку (и девочке, и мальчику), отправляющемуся на вечеринку/в гости/в ресторан
  • В большинстве случаев уже одно только согласие девушки пойти в ресторан с парнем может восприниматься как то, что она понимает, чем это закончится, и согласна на это. Последующее
    сопротивление может восприниматься просто как заигрывание.
  • Помни: в большую компанию безопасно идти с надежными друзьями, во время  вечеринки не следует терять друг друга из виду, а уходить с нее надо всем вместе!
  • В начале вечеринки предупреди всех, что не уйдешь, не попрощавшись. Если ты покидаешь компанию с кем-то, скажи об этом друзьям.
  • Необходимо уйти или твердо заявить о своем отношении к ситуации, сказав решительно однозначно «Нет!».
  • Доверяй своей интуиции. Если у тебя возникает ощущение дискомфорта, не надо стесняться своей осторожности. Значит, ты не чувствуешь себя в безопасности. С такой вечеринки лучше уйти.
  • С самого начала ясно обозначь границы возможных взаимоотношений. Это главный принцип защиты от изнасилования.
  • Если ты находишься с кем-то, кто заставляет тебя чувствовать себя дискомфортно, кто игнорирует твои чувства или выказывает неуважение к тебе каким-то другим способом, лучше немедленно прервать отношения с этим человеком.
  • Если давление по отношению к тебе все-таки продолжается, не бойся шума или  скандала: несколько минут смущения лучше риска изнасилования.
  • Помни: пьяному человеку труднее быстро сориентироваться в происходящем и предотвратить насилие. С малознакомыми людьми и на большой вечеринке надо всегда оставаться трезвым!
  • Не пользуйся в одиночку услугами частного транспорта. В этом случае попроси провожающего тебя записать номер и марку автомашины.
  • Если есть возможность у кого-то из ваших знакомых встретить или забрать тебя с вечеринки, воспользуйся ею. Это придаст тебе большей уверенности, и ты сможешь лучше контролировать свои действия.
  • Нет совершенно верных способов защиты от потенциального насилия. Но существуют тревожные знаки, которые могут насторожить: например, неуважение к человеку, нарушение его личного пространства. Тебе следует проявить осторожность, если кто-то:
  • находится к тебе слишком близко и получает удовольствие от дискомфорта, который ты при этом испытываешь;
  • пристально смотрит на тебя, демонстративно разглядывает;
  • не слушает того, что ты говоришь, игнорирует твои чувства;
  • ведет себя с тобой как хороший знакомый, хотя это не так.
  • Обращая внимание на подобные знаки, ты можешь уменьшить риск подвергнуться насилию не только на вечеринке, но и в других людных местах (в кино, на дискотеке, в компании друзей или знакомых).

При этом, если у тебя есть отношения с кем-либо, нужно понимать: в нормальных здоровых отношениях обе

  • стороны уважают личные права и границы другого;
  • необходимо отказываться от половых отношений с тем, кто отказывается использовать соответствующее предохранение;
  • не все ведут половую жизнь; многие подростки готовы подождать, это совершенно нормально.
свернуть

Профилактика преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних

Общая характеристика преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних

 

Проблема предотвращения всех видов насилия над детьми актуальна во всем мире. И особенно это касается сексуального насилия, относящегося к наиболее тяжелым психологическим травмам.

Несовершеннолетние жертвы сексуального насилия редко рассказывают о случившемся, даже став взрослыми. Однако последствия могут напоминать о себе еще очень долго.

Защита сексуальной неприкосновенности несовершеннолетних - сложная социально- правовая проблема. Ее решение невозможно без объединения усилий педагогов, психологов, правоохранительных органов и родителей.

Государственная власть, общественные организации, различные специалисты (юристы, криминологи, виктимологи, педагоги- психологи, педагоги социальные, учителя учреждений общего среднего образования и т. д.) достигают определенных результатов в этой сфере.

Итогом становится относительная стабильность в динамике насильственных сексуальных преступлений и даже некоторая тенденция к снижению их количества в последнее время, что объясняется ростом уровня профессионализма специалистов, совершенствованием национального законодательства, применением технологий общения с детьми и расследования совершенных преступлений.

Вместе с тем необходимо обратить внимание на проблему высокого уровня латентности преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, что связано как с поведением самой жертвы, так и со сложностями до» взывания сексуальных преступлений, которые становятся предметом судебных разбирательств крайне редко. Важно и то, что помимо непосредственно сексуального насилия появляются все новые и новые разновидности психологического и духовно- нравственного насилия над детьми с сексуальным подтекстом.

Данные методические рекомендации направлены на предотвращение преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних. Нет совершенно верных способов защиты от потенциального сексуального насилия. Но существуют определенные тревожные знаки, которые следует знать, и определенные правила поведения, которых следует придерживаться для снижения угрозы насилия.

свернуть

Региональные карты (район и область) оказания помощи жертвам сексуального насилия

Региональная карта помощи несовершеннолетним, пострадавшим от преступлений против

половой свободы и половой неприкосновенности

Солигорского района

 

Наименование

Место расположения

График работы

Номер телефона

Обеспечение защиты

Отдел внутренних дел Солигорского райисполкома

г. Солигорск, ул. Козлова, 64

Круглосуточно

 

102

Медицинская, психотерапевтическая помощь

УЗ «Солигорская центральная районная больница»

г. Солигорск, ул. Коржа, 1

Круглосуточно

 

Пн.-пт. 8.00 - 17.00

Сб. 8.00 - 15.00

103 - неотложная медицинская помощь

90-01-05 - регистратура поликлиники № 1

24-57-37 - регистратура поликлиники № 2

 

 

Пн., ср., чт. 08.00 - 18.00

Вт. 11.45 - 18.00

 

Врач-психиатр детский

 

 

Пн. 13.00 - 19.00

Вт.-пт. 8.00 - 14.00

23-36-38, 26-25-41 -

психолог 

 

г. Солигорск, ул. Молодежная, 5а

 

г. Солигорск, ул. Лесная, 1

Пн.-пт. 8.00 - 17.00

26-37-14 - телефон доверия

ПНД

26-37-14 -

центр дружественный подросткам "Маяк"

Предоставление временных мест пребывания, психологическая помощь

ГУ «Солигорский районный территориальный центр социального обслуживания населения»

г. Солигорск, ул. Козлова, 8

Круглосуточно

+37544- 4981419 -

психолог «кризисной комнаты»

 

 

Пн.-пт. 8.30 - 17.30

 

107 - Солигорская районная психологическая служба

ГУО «Социально-педагогический центр Солигорского района»

г. Солигорск,

ул. Л.Комсомола, 14а

Пн.-пт. 8.00 - 17.00

Ежедневно 7.00 - 21.00

 

 

 

23-45-58 - линия доверия 

«Мы вместе в ответе за наших детей»

 

 

Круглосуточно

 

детский социальный приют

 

 

Пн.-пт. 8.00 - 17.00

 

23-49-90 -

педагоги-психологи

Содействие в трудоустройстве

Управление по труду, занятости и социальной защите Солигорского райисполкома

г. Солигорск,

ул. Ленина, 15

Пн.-пт. 8.00 - 17.30

 

 

23-74 64

 

           

ГОСУДАРСТВЕННОЕ     УЧРЕЖДЕНИЕ

«Солигорский                                    районный территориальный центр социального обслуживания населения» оказывает:

 

- ЭКСТРЕННУЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ т. 224266, 170(пн.-пт.   с   8.30. до 13.00, с 14.00 до17.30);

 

услугу временного приюта. Для жертв торговли людьми, лиц, пострадавших от насилия,                            террористических            актов, техногенных катастроф и стихийных бедствий, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, функционирует «кризисная комната».

Услуга            временного            приюта оказывается бесплатно гражданам старше 18 лет и семьям с детьми по месту обращения независимо от места регистрации (места жительства).

«Кризисная комната» - специально оборудованное отдельное помещение, в котором созданы условия для безопасного проживания. Во время пребывания в

«кризисной комнате» бытовые условия жизнедеятельности осуществляются на принципах самообслуживания.

 

Срок пребывания зависит от конкретной жизненной ситуации. Доступ обеспечивается КРУГЛОСУТОЧНО.

 

Обращайтесь к психологу центра по т.+37544 498 14 19 (Аl) или в РОВД по

т. 102.

 

Как уберечь ребенка от сексуального насилия (памятка родителям)

Расскажите   детям об их праве на личную неприкосновенность,    на        защиту           себя     от физических посягательств любыми средствами. ВАЖНО научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим.

Дети      имеют       право       и       должны сказать «НЕТ» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.

Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого Вы знаете и не позже 22.00. Если они вместе громко закричат или кто-то позовет родителей, других взрослых, преступника это остановит.

Родители ВСЕГДА должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти. Убедите детей, что призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств.

Если относительно какого-то незнакомца у ребенка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут. По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Надо сказать об этом громко в трубку телефона.

Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.

Особое внимание ребенок должен обращать на автомобили, которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.

«Насилие — молчаливый убийца. Единственный способ остановить его — это открыто заявить об этом и дать своему голосу быть услышанным»

Сексуальное насилие – использование взрослым ребёнка для получения сексуального удовлетворения. Последствия: депрессия, посттравматическое стрессовое расстройство, саморазрушающее поведение, неспособность налаживать и поддерживать близкие отношения.

Родителям в детях необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе. В противном случае их нестрогое соблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Обращайте внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.

 

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ЛИНИЯ ПОМОЩИ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 

т. 8-801-100-16-11, 8-801-100-21-21

Телефон КРУГЛОСУТОЧНОЙ       ГОРЯЧЕЙ

ЛИНИИ В МИНСКЕ 8(017) 331-90-64

КРУГЛОСУТОЧНАЯ ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ

по вопросу о консультировании пострадавших      от        домашнего насилия +375(17) 311-00-99,

+375(29)101-73-73 (А1),

+375(29)899-04-01 (МТС),

с возможностью обращения через

мессенджеры Viber, Telegram, WhatsApp).

 

СОЛИГОРСКАЯ РАЙОННАЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА – т. 170(пн.-пт. с 8.30. до 17.30)

УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

«СОЛИГОРСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА»

Психолог т. 23-36-3826-25-41 (пн. с 13.00

до19.00, вт.-пт. с 8.00 до 14.00)

Врач-психиатр детский (пн., ср., чт. с 08.00 до18.00, вт. с 11.45 до 18.00)

Центр дружественный подросткам "МАЯК"

т. 26-37-14 (пн.-пт. с 8.00. до17.00)

В ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОМ

работает          СЛУЖБА ДОВЕРИЯ - т. 26-37-14

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ       «СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ                           ЦЕНТР

СОЛИГОРСКОГО РАЙОНА» оказывает помощь анонимно.

Работает ЛИНИЯ ДОВЕРИЯ «МЫ ВМЕСТЕ В ОТВЕТЕ ЗА НАШИХ ДЕТЕЙ». Если вам

известны факты, что несовершеннолетние попали в трудную жизненную ситуацию, Вы можете позвонить по т. 23-45-58 (с 07.00 до

21.00 ежедневно).

Специалисты центра помогают преодолеть последствия насилия несовершеннолетними их родителям.

«Дружественная детям комната опроса» является региональной и предусматривает психологическую подготовку ребенка- жертвы и/или свидетеля насилия к проведению  опроса                                    психологом- интервьюером, прошедшим специальное обучение. Прохождение ребенком-жертвой или свидетелем всех процедур уголовного процесса без контакта с насильником, возможность психологической реабилитации ребенка-жертвы                                       или                   свидетеля насильственных преступлений – главная задача работы опросной комнаты.

Педагоги-психологи центра т. 234990

(пн.-пт. с 8.00 до 17.00).

ДЕТСКИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ПРИЮТ

предназначен для временного проживания (не      более шести месяцев) несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18лет.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ     УЧРЕЖДЕНИЕ

«Солигорский                                    районный территориальный центр социального обслуживания населения» оказывает:

 

- ЭКСТРЕННУЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ т. 224266, 170(пн.-пт.   с   8.30. до 13.00, с 14.00 до17.30);

 

услугу временного приюта. Для жертв торговли людьми, лиц, пострадавших от насилия,                            террористических            актов, техногенных катастроф и стихийных бедствий, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, функционирует «кризисная комната».

Услуга            временного            приюта оказывается бесплатно гражданам старше 18 лет и семьям с детьми по месту обращения независимо от места регистрации (места жительства).

«Кризисная комната» - специально оборудованное отдельное помещение, в котором созданы условия для безопасного проживания. Во время пребывания в

«кризисной комнате» бытовые условия жизнедеятельности осуществляются на принципах самообслуживания.

 

Срок пребывания зависит от конкретной жизненной ситуации. Доступ обеспечивается КРУГЛОСУТОЧНО.

Обращайтесь к психологу центра по т.+37544 498 14 19 (Аl) или в РОВД по т. 102.

Как уберечь ребенка от сексуального насилия (памятка родителям)

Расскажите   детям об их праве на личную неприкосновенность,    на        защиту           себя     от физических посягательств любыми средствами. ВАЖНО научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим.

Дети      имеют       право       и       должны сказать «НЕТ» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.

Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого Вы знаете и не позже 22.00. Если они вместе громко закричат или кто-то позовет родителей, других взрослых, преступника это остановит.

Родители ВСЕГДА должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти. Убедите детей, что призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств.

Если относительно какого-то незнакомца у ребенка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут. По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Надо сказать об этом громко в трубку телефона.

Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.

Особое внимание ребенок должен обращать на автомобили, которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.

свернуть

КРИЗИСНАЯ КОМНАТА

08.04.2024

О кризисной комнате и куда обратиться за помощью

Государственное учреждение  «Солигорский районный территориальный центр социального обслуживания населения»

О кризисной комнате

В ГУ «Солигорский районный территориальный центр социального обслуживания населения» для оказания помощи жертвам торговли людьми, лицам, пострадавшим от насилия, террористических актов, техногенных катастроф и стихийных бедствий открыта и функционирует «кризисная комната».
 «Кризисная комната» - специально оборудованное отдельное помещение для предоставления в случае необходимости лицам, находящимся в кризисном состоянии, временного приюта.
Услуга временного приюта оказывается  бесплатно и конфиденциально гражданам старше 18 лет (при обращении семьи с детьми, дети заселяются вместе с родителем, уход за детьми осуществляется родителем).
При заселении  в «кризисную» комнату с гражданином заключается договор на оказание услуги временного приюта, который определяет условия и период нахождения в «кризисной» комнате.
В «кризисную» комнату помещаются граждане по направлению  (в форме информированного согласия) сведений органов социальной защиты, внутренних дел, органов и организаций здравоохранения, других государственных органов и организаций, а также обратившиеся на добровольной основе. Срок пребывания в ней зависит от конкретных обстоятельств.

Вы  можете сами лично обратиться за помощью  в ГУ «СРТЦСОН» без направления других органов!
Услуга временного приюта оказывается круглосуточно и конфиденциально!
Наш адрес:
г. Солигорск, ул. Козлова 8, каб.10  ТЕЛЕФОН «ДОВЕРИЕ» - 170
 или 80174 229366.

Мы работаем в будние дни с 8.00 до 17.00.

Если беда случилась с вами в вечернее или ночное время, в выходной день,
просим обращаться за помощью в милицию по телефону – 102. Сотрудники милиции, с Вашего согласия, организуют доставку Вас и ваших детей  в «кризисную комнату». Вам будет предоставлено временное проживание, бесплатно оказана психологическая, социальная, юридическая и другие виды помощи. Если у Вас есть телесные повреждения, сотрудники милиции выпишут  Вам  направление на прохождение судебно-медицинской экспертизы.

Общенациональная «горячая линия» для пострадавших от домашнего насилия 8-801-100-8-801

На сайте http://ostanovinasilie.org
Вы можете пройти тест и узнать:  подвергаетесь ли Вы насилию и  применяете ли Вы насилие сами.  

свернуть

«Ребёнок имеет право на жизнь без насилия!»

08.04.2024
 
 

Домашнему насилию может подвергнуться любой из нас, как ребенок, так и взрослый, пожилой человек, женщина или мужчина. Супруг может проявить агрессию в отношении супруги, и наоборот, родители в отношении детей, а дети в отношении родителей, братья и сестры – по отношению друг к другу. Дети могут проявить агрессию в виде насилия по отношению к своим братьям либо сёстрам.

При общении в семье могут совершенно естественно возникать конфликты и ссоры, но не все они являются насилием.

В семьях распространены следующие виды насилия:

1. Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость, запущенность) - это отсутствие со стороны родителей элементарной о нем заботы, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью и развитию ребенка.

2. Психическое / эмоциональное /- это умышленное унижение чести и достоинства одного члена семьи другим, моральные угрозы, оскорбления, шантаж, постоянная критика и контроль за тем, что делают женщина или ребенок, с кем дружат, встречаются, разговаривают; запрет на общение с близкими людьми.

3. Экономическое - это попытки лишения одним взрослым членом семьи другого возможности распоряжаться семейным бюджетом, иметь средства и право распоряжаться ими по своему усмотрению, экономическое давление на несовершеннолетних и т.п.

4. Сексуальное - это посягательство какого-то члена семьи на половую неприкосновенность другого, в частности сексуального характера. Это может быть сексуальное насилие над женщиной, а также вовлечение ребенка с его согласия и без него в сексуальные действия со взрослыми. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

5. Физическое - это умышленное нанесение вреда здоровью, причинение физической боли (избиение, пощечины, истязания, таскание за волосы, щипание и др.),  лишение свободы, жилья, пищи, одежды и других нормальных условий жизни.

Где получить помощь

Существует немало специализированных организаций, которые работают над оказанием помощи жертвам семейного террора. Для того чтобы преодолеть насилие в семье и выйти из данной стрессовой ситуации, часто необходима помощь профессиональных специалистов — врачей, юристов и психотерапевтов. Они работают в специальных кризисных центрах, организациях медико-социального восстановления, государственных и частных социальных службах, оказывающих не только психологическую, но и нередко финансовую, правовую и жилищную помощь и поддержку.

свернуть

СТОП-НАСИЛИЕ! ВНИМАНИЮ ЖИТЕЛЕЙ СОЛИГОРСКОГО РАЙОНА!

Памятка для родителей «Воспитание без насилия»

27.03.2024

 

 

Памятка для родителей

«Воспитание без насилия»

  1. Принимать своих детей такими, какие они есть, с их особенностями, достоинствами и недостатками, ценить их неповторимость и индивидуальность.
  2. В ежедневном общении чаще повторять ребенку о том,  что вы его очень любите, верите в его силы, делать это без вся­ких условностей. Не говорить, что вы будете любить его, если он будет чистить зубы, убирать свои вещи, игрушки и т.д. Помнить, что любовь родителей - это необходимое чувство на протяжении всей жизни, а в дошкольном возрасте оно особо значимо.
  3. Предоставлять своему ребенку столько свободы, сколь­ко считаете нужным. Не стараться опекать его по мелочам, да­вать советы и рекомендации по незначительным вопросам. Позволять ему почувствовать себя свободным, самостоятель­ным.
  4. Объединяться со своим ребенком для преодоления опре­деленных трудностей, подчеркивая его право на свободное развитие, на принятие решений, связанных с организацией его жизни.
  5. Чаще создавать дома ситуации для разговора «по душам», чтобы ребенок мог спокойно рассказать о своих проблемах.
  6. В сложной для малыша ситуации не усугублять ее свои­ми окриками, нравоучениями. Задавать себе вопросы: «Чем я могу помочь сейчас своему ребенку?», «Как я должен (должна) поступить, чтобы мой ребенок преодолел эту трудность?»
  7. Не наказывать детей в присутствии посторонних людей. Это унижает их достоинство, а боль и обида еще надолго оста­нутся в сердце. Все неприятные для родителей и ребенка разго­воры должны проходить наедине.     
  8. Не стараться сделать своего ребёнка похожим на себя. Он - не ваша собственность, он - другой человек, со своими желаниями и стремлениями.
  9. Не применять наказание в состоянии возбуждения, не срывать на детях свою усталость, злость после ссоры или кон­фликта на работе. Помнить о том, что они понимают неспра­ведливость вашего наказания.
  10. Быть последовательным в отношениях с детьми, не ста­вить свои требования в зависимость от настроения. Предъяв­лять ребенку четкие требования, разъяснять их, терпеливо по­вторять их при необходимости.
  11. Хвалить сына (дочь) за каждый хороший поступок, даже если он кажется незначительным. Это придает ему (ей) уверенность в своих действиях, формирует чувство самоува­жения.
  12. Защищать позицию своего ребенка, когда ущемляется его достоинство. Не винить ребенка за создавшуюся сложную экономи­ческую ситуацию в семье. Не применять физическое наказание, когда он испортил куртку, порвал брюки и т.д. ребенок будет бережнее относиться к вещам, если вы ему вежливо и спокойно объясните, каких трудов вам стоило их купить. В противном случае он будет назло портить свои вещи, досаждая агрессив­ным родителям
свернуть

Республиканский центр психологической помощи

Жизнь без конфликтов

Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. 

развернуть

Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов. 

Способы урегулирования конфликтов: 

компромисс (уступки с обеих сторон); 
интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует); 
капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой); 
уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте); 
переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение); 
вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению); 
чувство юмора. 
Рисунок3Памятка для родителей по предупреждению конфликтов 

* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия 

* Не давайте ребенку несбыточных обещаний 

* Не ставьте своему ребенку условий 

* Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка 

* Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе 

* Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом 

* Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями 

* Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов 

Помните, что ребенок- это воплощенная возможность! 

Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

Как бороться со страхами

Каждый человек когда-либо испытывал чувство страха. Страх является наиболее опасной из всех эмоций и присутствует на всех возрастных этапах развития личности. Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека: от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет свою специфику переживания и проявления страхов. 
развернуть

Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность. 

Наряду с понятием страх зачастую мы слышим понятие фобия. В чем же разница? Фобии – это те же страхи, но выраженные более сильно и преследуемые человека постоянно. Слово фобия происходит от греческого «фобос» – страх. В психологии фобиями называют навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению дел страхи, которые охватывают человека в определенной обстановке и сопровождаются ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, повышенное или пониженное давление, обильный пот, дрожь, желудочные расстройства, дрожь конечностей и губ, а иногда и всего тела и т.п.). Другими словами, если страх наступает часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации вызывающего страх более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то это фобия. Хотя обычно сильный страх, мешающий человеку нормально жить, уже называют фобией. 

Существует множество видов фобий, вот некоторые из них: арахнофобия – страх пауков; кинофобия – страх собак; офидофобия – страх змей; аквафобия, гидрофобия – страх воды, плавания; акрофобия – страх высоты; никтофобия – страх ночи, темноты; гематофобия – страх вида крови; охлофобия – страх толпы, переполненных мест; танатофобия – страх смерти и пр. 

Это далеко не полный перечень фобий. Тем не менее, он позволяет составить представление о том, насколько широко распространены фобические расстройства в наше время. 

Так какие же могут быть причины возникновения страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-либо, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами. 

Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал человека (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех людей развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера человека (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.). 

Самые распространенные – это внушенные страхи, идущие к нам из детства. Их источники – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что напугало ребенка больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. Ребенок начинает чувствовать тревогу, и, естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. 

Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Дети боятся темноты, но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии: кто-то сразу их забудет и успокоится, а у кого-то это может привести к непоправимым последствиям. 

Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если коллектив не принимает ребенка, его обижают, то вполне вероятно, что он боится быть униженным. 

Также страхи могут появляться из-за наличия более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой на определенном возрастном этапе развития, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы. 

Что касается изучения страхов в подростковом возрасте, то у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. При этом межличностные страхи достигают своего максимума в данном возрасте, а именно: страх одиночества, некоторых людей, наказания, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой и т. д. 

Рекомендации для родителей 

Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует: 

-Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными. 

-Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей. 

-Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх. 

-Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его. 

-Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка, будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи. 

-Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию. 

-…Но не переусердствуйте иначе «сверхохраняемый» ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя. 

-Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля. 

-Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким: 

1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится 

2. Разъяснение – маленьким детям часто бывает достаточно простого объяснения сути страха. 

3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются. 

4. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его. 

Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка, обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу. 

Ржеутская Н.А., педагог-психолог ГУО «Гимназия №7 г. Минска»

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

10 заповедей для родителей

Об этих правилах полезно помнить всем родителям!
развернуть

Уважение! 

Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери. 


Угрозы! 

«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения. 


Обещания! 

Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое. 


Опека! 

Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам». 


Повиновение! 

Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека. 


Потакание! 

Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком. 


Будьте последовательны! 

В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует. 


Требуйте соответственно возрасту ребенка! 

Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них! 


Прислушайтесь к своим словам! 

Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?» 


Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком! 

Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы. 

Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право! 


И ещё пару правил… 

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? 

1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой. 

2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет. 

3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности. 

4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность. 

5. Не относитесь к его проблемам свысока. 

6. Не унижайте! 

7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете! 

8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 

9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему. 

10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами. 


Родителям на заметку: 

У активных родителей — активные дети. 

Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм. 

Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы. 

Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть